10 февраля 2016 г.

Флешмоб "Нужные вещи". Февраль. Мандалы. Процесс

Здравствуйте, все!

Давно хотела рассказать вам об еще одном рукотворчестве, которое мне очень нравится - это плетение мандал.


Как-то все откладывала, но тут, похоже, все "сошлось": сначала Алена Писарева спросила, что это у меня на заднем плане фото такое красивое, а потом Лена объявила новую тему годового флешмоба "Нужные вещи" - плетение! Раз так, самое время рассказать и показать мои мандалы. Вот эта, например, была первой:


"Краски земли"

Эти мандалы родом из Центральной и Южной Америки. В частности, такие мандалы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на части территории современной Мексики.
Вообще, «мандала» - это санскритское слово. Сами индейцы называли свои изделия Ojo de Dio - "Божий Глаз" ("Ojo" читается как "охо"- глаз, " Dios" -"диос"- Бог). Встречала еще название "паутинный щит".
Мандалы - это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. Во многих традициях используются такие симметричные круглые изображения для декоративных и ритуальных целей. И называются они у разных народов, естественно, по-разному. Сейчас мандалой могут назвать любой рисунок или предмет, который формой своей вписывается в круг и имеет симметрию в узоре.
Индейские мандалы плетутся на деревянных палочках шерстяными или хлопковыми нитками. Они могут быть разного диаметра: от нескольких сантиметров до метра. Количество лучей у мандалы кратно четырем, чаще всего – 8 или 12.



В древности индейцы закладывали в эти плетеные узоры целые рассказы и образы, и один мастер, взяв в руки работу другого своего соплеменника, мог буквально "прочитать" суть мандалы по цветам и орнаменту. Слова и фразы выражаются в мандале узорами, сочетанием цветов и шириной полос. Владение этой традицией позволяет заплести в мандалу любое повествование, будь то легенда, сказка или доброе пожелание. 
Самые простые мандалы умели плести и дети: их изделия часто вешали на видном месте, считая, что сделанная детскими руками мандала несет в дом благословение: через эти работы Бог следит за семьей и оберегает ее. 

Плетение же больших сложных мандал было настоящим искусством, ему учились годами. Труден не сам процесс плетения, а наполнение мандалы особой энергией и смыслом. Существует множество типов мандал, направленных на разные цели, и для плетения каждой - свои особенности. Есть мандалы обережные, лечебные, повествовательные, образные, мандалы влияния и многие другие. 

Меня не увлекает эзотерика. Считаю свои мандалы просто интерьерными. Но, честно скажу - затейливое переплетение нитей притягивает взгляд, чуть ли не гипнотизирует иногда: смотреть на мандалу можно долго... А сам процесс плетения - это вообще сродни медитации. И даже не обладая какими-то специальными знаниями, можно сделать такое Божье око, которое будет нести позитив. Нужно работать в благостном настроении, с мыслями о хорошем (или целенаправленно думать, для чего ты этот оберег делаешь – на счастье, удачу, для спокойствия, для крепкого здоровья), можно даже попытаться интуитивно выбирать цвета ниток – к чему рука потянется. Тогда получатся не только красивые украшения для интерьеров, но и настоящие обереги, приносящие удачу и гармонию в дом.
Вот мои работы:


"Водяная лилия"

она же - крупным планом

"Немного солнца в холодной воде"

"Фуксия"
 Две следующие делала в подарок. Просили сделать парные мандалы и чтоб "сложносочиненные были") . Я была очень довольна тем, что вышло:

"Солнечный день"
"Морозная ночь"

 А эта - любимая. Солнечная, теплая, "говорящая". К сожалению, живет не у меня - тоже в подарок делалась:



Эта - мой первый опыт плетение на 12 лучах: 


"Кедровая"


"Рассвет" - как мне сказали)


Я давно не плела: дома весит 4 мандалы, все желающие - одарены...А мандалы - это не то, что можно сделать и убрать куда-нибудь в шкафчик... А плести еще - хочется. Вот и повод нашелся - флешмоб, и я даже знаю, кому подарить новую мандалу)



Плету я на шпажках для барбекю, поэтому диаметр мандалы ограничен их длиной - 28 см. Использую мулине и Ирис или что-то подобное. Все полностью соответствует идее флешмоба - создать вещь, используя хомячиные запасы - материалы у меня найдутся. На мандалу требуется около 100 м нитей в общей сложности, так что "подберу" остаточки)

Вот, собрала все в кучку:)



Потом подумала и остановилась на примерно таком цветовом решении:


Начала плести и...увлеклась: забыла сфотографировать начало плетения... Тут у меня уже полностью сформирована розетка - самое трудное и ответственное в плетении:


Вот такая она слоистая:


В этом и трудность: соединить все так, чтобы и палочки под одинаковыми углами пересеклись, и чтобы они (палочки) в параллельных плоскостях расположились. То, что палочки круглые в сечении очень осложняет задачу.

Продолжение следует ;)



26 комментариев:

  1. Недавно тоже про них вспоминала)

    ОтветитьУдалить
  2. Наташа, я тоже заметила мандалу на заднем плане на твоем фото :) и сразу отметила ещё одно твое увлечение :)
    а ещё сразу назревает вопрос и просьба :)) может ты созреешь на СП плетения мандалы?:) думаю, желающих будет мнооооооооооооооого :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. о дааа)))
      Наташ, мандалы заворожили меня)) особенно сине-голубая, чудо чудесное))))

      Удалить
    2. Там не только хлопковые нити, но и Тюлип - он атласный такой (но скользкий ужасно - очень боялась за результат), поэтому по-настоящему "морозно" получилось)

      Удалить
  3. Наташа, спасибо за этот пост, ну и прямо на МК напроситься хочется!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Эээ... вы меня озадачили насчет МК) Точно - не планировала. К тому же есть такие в сети, даже видео. Надо ли велосипед изобретать?

    ОтветитьУдалить
  5. Я за СП) а уж как делать, можно и погуглить, не стоит Наташу лишней работой нагружать, если только там не авторский узор.

    ОтветитьУдалить
  6. Наталья видео в инете это одно ,а Сп в дружной компании ,даже со ссылкой на видео ,с итоговой галереей -это ближе к телу,и дополнительная раскрутка блога.Я думаю после первого совместника фанатов у тебя прибавилось.Штуки интересные,и загадачные,красивое сочетание цвета и узоров,уровней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, все правильно говоришь, однако, я не считаю себя таким уж мастером плетения. К тому же, действительно, давно не плела, может, и навыки уже растеряла - а руку там набить тоже надо - чувствовать, насколько сильно нить натянуть - чтоб и не провисало ничего, и палочки не сломались. В общем - есть "подводные камни".Сейчас сначала сплету, потом подумаю)
      Только, если честно, не понимаю - в чем смысл СП, если проект не обучающий (есть видео-МК)? если что-то не получается по видео, то и я на расстоянии мало чем помочь смогу. Нравится делать одновременно со всеми одни и те же действия?

      Удалить
    2. В СП тот же случай: все побежали и я побежал. Сама еще неизвестно когда соберешься, а тут вроде совсеми веселее. И интересно смотреть кокай в итоге результат получится, ведь у всех результат разный.

      Удалить
    3. Диона, согласна в том, что интересно на разные результаты посмотреть. Но вот лично мне сложно заставить себя что-то сделать именно "сейчас", а не потом, когда вдохновение придет. То есть трудно загонять желание творить во временные рамки. Разве что меня меня будут учить делать что-то, что я самостоятельно освоить не могу

      Удалить
  7. Наташа, красота какая! Наверно такое же увлекательное занятие, как и темари!

    ОтветитьУдалить
  8. Наташа, у тебя увлечения одно краше другого), глаза разбегаются от красоты)

    ОтветитьУдалить
  9. До чего же притягательны мандалы: и цетовой гаммой, и узором! Блеск!
    Спасибо, Наташа, что с такой красотой познакомила.

    ОтветитьУдалить
  10. Наталья, никогда не видела ничего подобного! Красиво и необычно! здорово у тебя тут! Остаюсь)
    Приглашаю к себе в блог на огонек) gnomushka.ru
    Буду рада видеть тебя среди постоянных читателей!

    ОтветитьУдалить
  11. Наташа, очень-очень красиво!

    Для меня не удивление твое увлечение мандалами, мне кажется, это закономерное продолжение или начало(?) темари.

    То, как ложатся нитки, тебя завораживает настолько, что стоящие рядом оказываются тоже под действием чар красивого орнамента.

    Ты, Наташа, молодей и самобытный мастер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, для меня это очевидно - темари и мандалы имеют нечто общее в технике и чуть позже я вам это покажу ;)

      Удалить

Каждый ваш комментарий важен для меня. Спасибо, что комментируете!